Рождение богов

На самом высоком Тринадцатом Небе, в Западном Раю появились первые боги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекухтли и Омесиуатль, мужского и женского начал.
Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги.
Первые четверо из них были самыми могущественными. Первый был Красный Тескатлипока (его имя означало: Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был Кецалькоатль (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин Уицилопочтли (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела.
Эти четверо главных богов сотворили огонь, календарь, воду и землю.

Тескатлипо́ка (дымящееся зеркало) — в мифологии майя и ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов и жрецов. В ипостаси Иоалла-Ээкатль (ночной ветер) он странствует ночью по улицам, разыскивая преступников; как Ицтли (обсидиан) олицетворяет жертвенный нож; как Чальчиутотолин (нефритовый индюк) — кровь жертв и т. д. Самой древней ипостасью Тескатлипоки был Тепейолотль (сердце гор) — ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, а также обсидиана.
В ацтекских мифах Тескатлипока часто выступает как противник или соперник Кетцалькоатля и как двойник и товарищ Уицилопочтли.
По представлениям ацтеков Тескатлипока оцилетворял зиму, север, ночное небо, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми полосами, или в виде ягуара, чей пятнистый мех уподоблялся звёздному небу. В некоторых мифах Тескатлипока превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали Тескатлипоку с одной ногой. Особо страшным обликом Тескатлипоки было тело без головы, с двумя дверцами в груди.
Отличительные атрибуты Тескатлипоки: зеркало с отходящим от него завитком дыма, укреплённое на виске или на обрубке ноги — в нём он мог видеть всё происходящее на свете. Для этого же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую Тескатлипока держит в руках — через неё он видит всё сокрытое и тайное. На груди Тескатлипоки на жёлтой ленте висит кожаное кольцо — символ вечности.
У ацтеков имелся и светлый двойник Тескатлипоки — красный Тескатлипока (синкретизация с богом Шипе-Тотеком).
Тескатлипока считался как благодеятельным, так и губительным божеством: он творил и разрушал мир, был глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за зло. Он мог даровать счастливую жизнь и благополучие, но часто становился и разрушителем. Чтобы испытать мужество молодых воинов, Тескатлипока вызывал их на бой. Воин, победивший Тескатлипоку, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве.
Отправление культа Тескатлипоки сопровождалось человеческими жертвоприношениями. У ацтеков каждый год отбирался достойный стать воплощением бога красивый юноша без физических недостатков. С ним обращались как с божеством, а по прошествии года торжественно приносили в жертву.

Кетцалькоатль (Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль имя божества древней Америки, один из главных богов ацтеков и многих других цивилизаций Центральной Америки, а также имя, которое давали некоторым правителям толтеков. Выглядит Кетцалькоатль как гибрид райской птицы (кетцаль) и змеи (коатль). Символизирует единения вековечной мудрости с красотой и светозарностью.
Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.
В Теотиуакане поклонялись Тлалоку, богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.
Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем, богом воздуха, олицетворял силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (Венерой). Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок стал богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.
Влияние бога Теотиуакана распространилась и на майя, которые звали его Кукулкан.
В Цочикалько (700-900 гг. н. э.) правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли толтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Толтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.
Самый известным из этих правителей был Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль (923-947), легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. Толтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой, и сделали их равными, соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым
Поклонение Кетцалькоатль иногда включало принесение в жертву животных, а в поздний период культа в жертву приносили и людей.
Мезоамериканские жрецы и короли иногда брали имена божеств, которым они поклонялись, поэтому Кетцалькоатль и Кукулкан – это также и имена исторических личностей. Имя бога в имени человека олицетворяло ту власть и силу, которую божество якобы дало человеку.
У толтеков противником Пернатого Змея был Тецкатлипока, который отправил Кетцалькоатля в изгнание. По другой версии он добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Когда в 1519 г. Эрнан Кортес высадился в Америке, ацтеки приняли его за вернувшегося Пернатого Змея.
Когда ацтеки переняли культуру толтеков, у них Тецкатлипока и Кетцалькоатль стали равными друг другу соперниками; Кетцалькоатля также звали Белым Тецкатлипокой, в противоположность черному Тецкатлипоке. Вместе они создали мир, при этом Тецкатлипока потерял стопу.

Уицилопо́чтли (Huitzilopochtli) (колибри левой стороны или колибри-левша) — в мифологии ацтеков верховное божество. Сын Коатликуэ и Мишкоатля. Первоначально Уицилопочтли был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворение солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Уицилопочтли обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом. Это произошло при вожде Теноче. Позже Уицилопочтли вбирает в себя черты более древних божеств, а также бога солнца Тонатиу и Тескатлипоки (иногда выступает как его двойник). Он становится богом голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем народившейся ацтекской знати. В некоторых вариантах мифа Уицилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. В других мифах Уицилопочтли выступает как воин, побеждающий ежедневно силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили солнце. Отсюда его связь с культовыми объединениями «воинов-орлов». Уицилопочтли изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму колибри, со щитом, украшенным пятью пуховыми шариками, и луком или с копьеметалкой и дротиками. Уицилопочтли — одно из наиболее почитаемых божеств. Ему приносились кровавые человеческие жертвы. В честь Уицилопочтли сооружён храм в Теночтитлане. Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение Уицилопочтли, из хлебного теста с мёдом. Это изображение после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника.

Тласолтеотль (Tlazolteotl, Tlazolteotli) — ацтекская богиня. В мифологии ацтеков она олицетворяет очищение от недозволенных страстей, похоти, наслаждения и разврата.

© RADIDOR

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz